Одна из важных закономерностей развития науки ? усиле¬ние и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьюте-ризации науки как базы новых информационных технологий, обес¬печивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.
Компьютеризация ? процесс проникновения современ¬ной вычислительной техники (ЭВМ) во все сферы бытия ин¬дивидуума и социума в целом. ЭВМ не только способствует повышению эффективности сбора, обработки и хранения ин¬формации любого уровня и объема, но и принципиальным образом расширяет познавательные возможности человека. Человек работает с компьютером в диалоговом режиме и, задавая программу ЭВМ, является ведущей подсистемой си¬стемы "человек?машина".
В конце XX в. научно-техническая революция (НТР) всту¬пила в стадию "компьютерной революции". Компьютериза¬ция ? один из существенных процессов, обеспечивающих динамику социокультурного развития цивилизации во всех формах ее проявления.
ЭВМ выводит развитие науки на принципиально новый уровень:
? компьютерное моделирование позволяет совершенство¬вать методы теоретического воспроизведения действитель¬ности в рамках конкретной науки;
?  активно развивается комплекс новых теоретических дисциплин (теория алгоритмов, исследование операций, те¬ория игр и др.), имеющих имманентно (внутренне) интегративную направленность;
?  создаются технические условия для интегрирования знания во всех его областях, что является предпосылкой для "прорыва" на следующий (более высокий) уровень по¬знания;
?  становится реальным создание "искусственного интел¬лекта" (ИИ) ? технических систем, способных на основе введенной человеком информации принимать самостоятель¬ные решения, расширяя и углубляя информационный про¬цесс. ИИ ? симбиоз "человек ? машина", принципиально изменяющий познавательные и деятельностные возможнос¬ти человека.
Создаются условия для рационализации деятельности во всех ее формах и проявлениях. Компьютерный этап НТР по¬зволяет реально выйти на уровень материало-энерго ? и ресурсоемких производств, относительно замкнутых произ¬водственно-хозяйственных систем. Масштабы и объемы дея¬тельности во всех ее формах уменьшаются, а эффективность возрастает.
Изменяется и традиционная структура образовательной системы: вместо традиционной системы "субъект обучения" (наставник) ? "объект обучения" (ученик) формируется дру¬гая: "наставник ? ЭВМ ? ученик". Современные образова¬тельные технологии позволяют не только выдавать неогра¬ниченный поток информации, но и контролировать ее усво¬ение. Однако роль наставника не уменьшается, а, напротив, возрастает в условиях выхода на уровень опережающего об¬разования.
Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ придает научно-информаци¬онному и образовательному процессу общепланетарные ха¬рактер и масштабы. Информация становится доступной не только в мировых научных центрах, но и практически в любом уголке планеты. Происходит глобализация мирового инфор¬мационного потока, что является фактором интеграции не только научного знания, но и социокультурных процессов, происходящих на национальном и региональном уровнях.
Значительные возможности ЭВМ повышают ответствен¬ность представителей компьютерных профессий. "Хакеры" (англ. hacher ? компьютерный хулиган) проникают в госу¬дарственные и частные информационные сети, получают нелегальный доступ к банковским счетам, секретной инфор¬мации. Целенаправленный информационный поток оказывает существенное воздействие на общественное мнение, лиц, принимающих решение.
Развивается "компьютерная этика" ? система норм по¬ведения представителей компьютерных профессий, позволя¬ющая сохранить как общечеловеческие, так и профессиональ¬ные ценности. Тем самым предполагается обеспечить гармо¬нию ЭВМ, человека и социума.
Впрочем, как и любое явление реальности, феномен ЭВМ имеет двойственный характер. А именно, с одной стороны, компьютеризация действительно вызывает ряд существен¬ных негативных медико-биологических, социокультурных последствий (опасность воздействия излучений на организм человека, понижение подвижности человека, его зависимость от техники и др.). С другой стороны, распространение ЭВМ открывает перед человеком и социумом поистине неограни¬ченные позитивные возможности ? не только в смысле по¬знания, но и оптимального управления социоприродными процессами.

© melkaya155

Сделать бесплатный сайт с uCoz