Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировозренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировозренческой ориентации человека. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление ее вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры ( О. Конт ), так как наука, согласно этому направлению, более успешно выполняет все культурные функции многообразного духовного мира человечества .
Противоположным сциентизму направлением мировозренческой ориентации является антисциентизм, основанный на недоверии к возможностям науки и разума, на критике научных методов познания. Предпочтение здесь отдается вненаучным средствам освоения бытия, особенно мифу, символу, искусству. Антисциентистское направление развивалось в 19 - 20 в.в. в концепциях таких западноевропейских мыслителей, как Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс . Сюда же примыкает А.Бергсон с его учением о художественной интуиции, имеющей, по мнению французского философа, неоспоримое преимущество перед практическим интеллектом и способной приоткрывать занавес над тайнами бытия . Кроме М.Хайдеггера и К.Яснерса, антисциентистские взгляды на основе экзистенциализма развивали также Ж.-П.Сартр и А.Камю, считавшие, что именно искусство, особенно такая форма литературы как роман, позволяет проникнуть в сущность экзистенции. В этом же направлении разрабатывали свои концепции и некоторые представители Франкфуртской школы, например: Т.Адорно, В.Беньямин и М.Хоркхаймер .
Раскол между сциентизмом и антисциентизмом имеет определенную объективную основу: существенное различие предметов и методов познания у естественных и социально гуманитарных наук и еще более существенное различие в методах познания у науки и вненаучных форм знания. Это предопределило, в частности, значительное расхождение науки и искусства, составивших как бы две культуры в обществе.
Уже в конце 18-го века, как реакция на крайний рационализм, появилась неудовлетворенность научными методами изучения человека и его духовного мира. Это выразилось впоследствии в появлении соответствующих философских концепций - романтических, антропологических, феноменологических, ''философии жизни'', герменевтических, экзистенциалистских, ориентировавшихся на иные формы и методы познания, нежели наука.
В философской традиции эта переориентация была названа ''поворотом к человеку'', хотя подлинной поворотной точкой в этом смысле явилось мировоззрение И.Канта . В 20-ом веке наиболее ярко выразил ''переоценку ценностей '' в области познания А.Камю, считавший, что задача состоит не в том, чтобы познать окружающий мир, а в том, чтобы разъяснить человеку, как ему выжить в этом мире. Следовательно, наивысшей ценностью, по мнению Камю, обладают те формы познания, которые способны ответить на этот вопрос: искусство, миф, интуиция вообще .
В конце 19-го века в русле неокантиантства была предпринята попытка (и довольно успешная) разграничить ''науки о природе'' (естествознание) и ''науки о духе'' (''науки о культуре'') .
Рассматриваемая проблема стала и предметом исследований Э.Гуссерля, который считал, что традиционная наука является знанием о фактах природной действительности , но далека от наиболее важных вопросов жизни человека. Поэтому он предложил новое понимание рациональности, которое должно быть основано на всеобщей науке, включающей в себя и вопросы бытия, и проблемы человеческого существования.

Познание осущ. и за пределами науки. Науч. познание ? процесс получения объектив, истин. знания. Оно описывает, объясняет и предсказывает что-то. Научн. знания объективны, универсальны, общезначимы. Вненауч. знание в соответствии с другими нормами и законами, иногда раньше научного. Эзотеризм ? формы знания, отличающ. от класич. научн. стандарта.
Формы: 1) ненаучное, разрозненное, несистематич. знание, которое не формализ. и не описыв. законами, находится в противоречии с существ. научной картиной мира; 2) донаучное, предпосылка научного; 3) паранаучное, не совместно с имеющ. гносеологич. стандартом; 4) лженаучное, домыслы и предрассудки. Здесь нетерпимость к доводам против,  лишние претензии; 4) квазинаучное, осовано на методах насилия и принуждения для поиска сторонников; 5) антинаучное, утопич., искажающ. представления о действит.; 6) псевдонаучное; 7) паранорм. (мистика), учения о тайных природных и психич. силах, на рубеже веков, кризиса в об-ве.
Эзотеризм ? не нужны доказательства, все принимаем на веру.
Сейчас идет диалог между различными вида паранаучного и научного. Ученые принимают паранаучное (гипноз, предсказания), но оно не обладает св-вами научного: повторение независимо от времени.
Наука 2 стадии становлен.: преднаука и наука в собствен. смысле. Преднаука:опирается на результаты практич. опыта, обыденное знание, наблюдения и приметы. Оперирование реальн. предметами-основа для возникновен. идеальн. плана познан., д-вий с идеальн. объек. Знан.-суммарный исход практики. Обобщен. эмпирич. ситуаций на практике, обобщен. практич. опыта. Четкое выполнение д-вий по рецепту(алгоритмы).
Собсвенно наука: исслед. идеальн. объект., а не реальн. вещей. Эмпирич. зависимости выводятся теор. Знан.-рецепт д-вий с т.з. необходим. и всеобщ. Конструировнаие теор. моделей, кот. обеспеч. выход за рамки сложивш. обыден. знания и форм произ-ва. Возникновение научн. метода. Возможность объяснить и предвидеть

© melkaya155

Сделать бесплатный сайт с uCoz