Анализируя процесс получения и накопления знаний, обратимся к некоторым опорным категориям. Есть категория «передний край науки» (ввел в обращение Д. Бернал).
Передний край науки ? это активное средоточие исследовательской деятельности на границе познанного и непознанного. С этим понятием связано понятие «научный вклад», как определенной значимости результат исследовательской работы в зоне познанного и непознанного. Вклад этот разномасштабный. Но, как минимум, это некоторый фрагмент полу¬ченного результата исследования. Вклад в науку- это 1) новые крупицы объективной истины в какую-либо науку; 2) снятие, устранение неких заблуждений; 3) новизна разработки; 4) преемственность с раннее добы¬тыми знаниями.
Научность и новизна этого фрагмента (или системы знаний) опреде¬ляется экспертизой в разных формах и проявлениях. Для кандидатских диссертаций экспертиза сводится к оценке кафедральных коллективов и решениям специализированных советов.
Передний край науки организован проблемно. Множество разных ис¬следовательских коллективов, групп предлагают свои методы, методики решения научной проблемы, задачи. Все это затем передается последую¬щим поколениям ученых и делается это посредством и в рамках дисцип¬линарно организованной науки.
Что такое научная дисциплина? Это определенная форма системати¬зации научного знания. Она связана: а) с осознанием общих норм и идеа¬лов научного исследования, б) с формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы, в) с определенными формами коммуникации между учеными, г) с созданием функционально автоном¬ных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров.
Разумеется, надо учитывать не только чисто профессиональный, но и социальный аспект дисциплинарной организации науки. Иными словами - отдавать отчет в том, как обеспечивается социализация достигнутых результатов, превращаются ли они в социокультурные образцы.
В общем, дисциплинарная организация науки является определенным способом систематизации научных знаний. Эта систематизация охваты¬вает методологическое, социально-организационное начало, связь с учебными заведениями, подготовку учебников и т. д.
Хотя имеется предыстория рассматриваемого явления, но наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в ведущих ев¬ропейских странах в период бурного развития научных знаний, особенно естествознания, примерно с XVII в. Подчеркивая роль Г. Галилея, И. Кеплера и других ученых, у истоков науки как профессиональной дея¬тельности стоит английский философ Ф. Бэкон. Он выступил в роли об¬новителя науки. В своей системе ввёл индуктивный метод познания, сыгравший огромную роль в развитии наук о природе. Надо было соби¬рать и накапливать фактический, эмпирический материал, чтобы затем делать обобщения, создавать теории.
Ф. Бэкон ратовал за создание научных сообществ- академий (по типу платоновских). И такие сообщества возникают: Лондонское королевское общество, Парижская академия наук. Берлинская академия наук. Петер¬бургская академия наук (1927) и др. Основной функцией таких академий явилась фиксация новых результатов исследования природы.
Затем происходит специализация научных знаний и деятельности ученых. В. Степин считает, что в конце ХУШ начале XIX в. дисципли¬нарно организованная наука, включавшая в себя четыре основных блока научных дисциплин математику, естествознание, технические и со¬циально-гуманитарные науки, завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова.
Заключая изложение этого вопроса, не¬обходимо отметить, что на сегодня научное знание представляет сложноорганизованную систему научных дисциплин. Для каждой науч¬ной дисциплины характерна определенная последовательность научных публикаций. Поначалу они выступают в виде статей, как наиболее опера¬тивной научной коммуникации ученых. Используются научные сообще¬ния в материалах конференций, симпозиумов, конгрессов и т. п. Выража¬ясь современным языком, это система научной информации и коммуни¬кации. Вещественной основой, субстратом этой системы выступает сово¬купность научных публикаций, документов, писем, профессиональных контактов и т. д.
Совокупность письменных свидетельств научной деятельности явля¬ется исходным материалом для любой научной концепции.
Теоретические обобщения, научные рекомбинации, методологические поиски, философские размышления и т. д.- все это базируется преиму¬щественно на сведениях, взятых из корпуса письменных свидетельств (КПС) и независимо от формы их регистрации. Выбор (отбор) данных - сырья для будущих концепций - в значительной мере произвольный. Кри¬терием этого отбора служит эталон важности и полезности, определяется, прежде всего, научными интересами конкретного ученого в данный мо¬мент времени.

© melkaya155

Сделать бесплатный сайт с uCoz