Для науки на стадии научного познания, особенно в части разработки теоретико-познавательных тем, важно использование умозаключений, абстракций, именно на этом этапе необходимо теоретическое мировоззрение, которое создаёт широко абстрактные образы и категории, использующиеся в научном познании.

(1) Мифы-религия-теология --- область пересечения между 1 и 2, неким посредником является философия --- (2) естественнонаучное знание.

Большой вклад в изучение взаимодействия науки и мировоззрения внесли позитивисты, главный из них, Огюст Ком. Позитивизм - это философское направление, сложилось под влиянием расцвета наук о природе в середине 19-го века. Огюст сформулировал закон познания, согласно которому исторически сменяют друг друга три основных этапа:

    * теологический - на этом этапе все определяет религия;
    * метафизический - господствует философия, господствуют метафизические догадки и их критика,
    * позитивный ? этап, на котором господствует научное знание.

Огюст полагал, что позитивная наука не нуждается в идеях мировоззрения (ценностных идеях). Традиционно философии принадлежала роль осмысления того, что происходит вокруг, использование философии в науке вещь вредная, спекулятивная, и вносит только сумятицу. В науке необходимо оставить только философскую теорию познания, которая ориентирована на научное познание. В этой связи история показала, что необходимо взаимодействие мировоззрения и науки, было важно придать осмысление открытиям сделанным в науке и познать логику в научном познании. Роль философии стала проявляться тогда, когда возникли противоречивые вопросы и они не могли быть объяснены с помощью уже существующих знаний, также не было ответа на вопрос какое значение имеют открытия в науке для природы. Философия помогала прогнозировать общее направление развития науки, и как показала практика, только после взаимодействия мировоззрения и науки стало возможным создание естественнонаучных концепций.

   1. Научное знание оказывает обратное воздействие через углубление и расширение элементов картины мира.
   2. Подтверждение и обоснование старых идей.
   3. Устранение несостоятельных или ложных принципов.

Уровни:

3. ----------- фундаментальная теория.
2. ----------- научная картина.
1. ----------- мировоззрение.

Уровни 1-2-3 связаны прямой и обратной связью.

Комментарии: формирования научной картины позволяет пересмотреть систему взглядов человека. Сейчас идет научная революция, которая направлена на единую теорию взаимодействия, которая бы объяснила все процессы, которые нас окружают. Эти фундаментальные теории будут использованы для объяснения всех процессов на макро и микро уровне.
Мировоззрение ? это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
Мировоззрение представляет собой способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.
В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
 Знания как основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний как когнитивно-содержательного его компонента всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации смыслообразующих связей и отношений реальности.
Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.
Следует отметить, что мировоззрение всегда скоррелировано с конкретно-историческим типом культуры и в своих содержательно-нормативных структурах воспроизводит целостный образ социокультурного пространства эпохи, основные её смысловые и ценностные характеристики.
Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения.  В зависимости от субъекта-носителя мировоззрения выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определённой исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:
а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;
б) о философско-теоретическом мировоззрении;
в) о научном мировоззрении.
Наиболее разработанной и существенно важной с точки зрения генезиса философии классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское.

© melkaya155

Сделать бесплатный сайт с uCoz