Последние десятилетия ХХ века ознаменовались новыми радикальными научными достижениями. Эти достижения можно характеризовать как 4-ую научную революцию, в ходе которой формировалась постнеклассическая наука. Эта наука характеризуется:
 1.Ориентацией на исследование сложных, исторически развивающихся систем; разработкой идей термодинамики неравновесных систем (синергетических). Среди них особое место занимают природные комплексы, в которые в качестве компонента включ?н сам человек (объекты экологии (и биосферу в целом), системы «человек ? машина» и т.п.).
2.Исследование объектов биотехнологии, в первую очередь, генетической инженерии (расшифровка генома человека, разработка технологии клонирования и т.д.)
3.Для постнеклассической науки характерен новый уровень интеграции научных исследований, нашедший выражение в комплексных исследовательских программах, реализация которых требует участия специалистов различных областей знания.
4.Развитие цифровых технологий и компьютеризация науки вызывают, с одной стороны соответствующие научные разработки, с другой стороны, оказывает сильнейшее воздействие как на развитие самой науки, е? методологии, так и самое широкое влияние на развитие общества.

Одной из важнейших особенностей современного этапа развития науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов ? дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением наук).
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно вед?т к специализации и разделению научного труда (в настоящее время насчитывается более 15 тысяч научных дисциплин). Специализация и разделение научного труда имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда уч?ных), так и отрицательные (особенно ? «потеря связи целого»).
Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции ? объединение, взаимопроникновение, синтез наук и научных дисциплин. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и т.д., строятся интегративные научные картины мира (естественнонаучные, общенаучные, философская). В современной науке получает вс? большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Например, изучение космоса или решение экологических проблем требует объединения усилий уч?ных самых разных специальностей.

Синергетика также является мировоззренческим итогом развития науки 20 века.

Эти и другие особенности современной, постнеклассической науки, в значительной степени определили характер и содержание современной научной картины мира (см соответствующий вопрос). Но не в меньшей мере, современная постнеклассическая наука повлияла и на изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Наиболее ярко это выразилось в таких противоположных философско-мировоззренческих ориентациях, как сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм возник в результате как некритическая уверенность в способности науки решить все возникающие перед человечеством проблемы. Ориентируется на результаты и методы естественных и технических наук, которые, якобы, можно использовать в любых сферах жизни.
 Проявления сциентизма:
 - технократические концепции («постиндустриального общества», «революции уч?ных» и т.п.)
 ? предполагают перестройку экономической и политической жизни на основе научного управления;
- ставит общественное благосостояние в зависимость исключительно от результатов НТР;
 - неопозитивистские концепции науки утверждают, что наука не просто узкая профессиональная деятельность, а культурно-мировоззренческий образец.

Воспринимают науку как высшую ступень развития человеческого разума, которую следует распространять на все виды деятельности и общения людей. Любое знание, любая деятельность что-то стоят лишь в том случае, если они копируют науку, построены в соответствии с требованиями науки.

Антисциентизм ? напротив, резко настроен против науки и техники, не верит в е? способность обеспечить социальный прогресс, обвиняют е? в прямом или косвенном участии в возникновении глобальных проблем, в дегуманизации, чрезмерной рационализации и обездуховлении техногенной цивилизации (естественно, прежде всего на примере западного мира).
Проявления антисциентизма:
 - экзистенциализм;
 - контркультурные движения (хиппи и т.п.);
 - идеология «зел?ных», обвиняющих науку и технику в возникновении экологических проблем;
 - паранаучные концепции.

Острые споры ведутся вокруг проблемы взаимоотношений института власти и института науки. При этом миф об абсолютно свободной и автономной науки разбивается о повседневность экономических реалий. Спорят и о содержании и границах применения научной этики. Первоочередной становится проблема поиска оптимального соотношения целей научно-технического прогресса и сохранения органичной для человека биосферы его существования.

Несмотря на ожесточ?нные споры сциентистов и антисциентистов, обсуждающие весьма острые вопросы: можно ли современный мир назвать миром науки? Действительно ли именно наука отвечает за самые важные процессы, происходящие в современном мире? Отвечает ли наука за самопонимание и гармонизацию человека? ? бесспорным мировоззренческим итогом начала 21 века является сам факт существования научного мировоззрения, которое стало доминирующим в мировоззренческих представлениях технократической цивилизации. А в основе научного мировоззрения лежит представление о том, что прогресс в развитии человечества связан именно с достижениями науки.

Существует надежда, что победит направление эволюции науки как целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы. Такие надежды связаны с тем, что в современной науке наблюдаются важные процессы, являющиеся реакцией на те задачи, которые встают в связи с интенсивным уплотнением системы функциональных связей между природой и обществом. Для современной науки становится характерной тенденция экологизации и гуманизации. Можно предположить, что наука может стать более органичной частью культуры, а вся культура будет развиваться как одно целое и в то же время как часть биосферы, становясь экологичной культурой.

© melkaya155

Сделать бесплатный сайт с uCoz