Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV?XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы чел-й жизнедеят-ти. Фил-я, как и наука, выступают «служанками» богословия. В XII?XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Наиболее важные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока. Схоластика (от лат. ? школьный), оформившаяся в IX?XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в кот-й они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при кот-х сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деят-ю. Абеляр (1079- 1142) стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить». В отличие от веры фил-я, как и знание, опирается на док-ва разума. Для Среднев-я была харак-на борьба между номинализмом и реализмом, кот-я касалась существа общих понятий - «универсалий». Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. Реалисты утверждали, что универсалии сущ-т реально и независимо от сознания. Арабский фил-ф, ученый и врач Ибн Рушд (Аверроэс) (1126- 1198) - автор медицинских трудов, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода чел-го, кот-й не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязатель¬ной для всех форме. Знаменитый ученый Альберт Великий (1193-1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Гл методом научного исслед-я он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В учении Фомы Аквинского (1225?1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, кот-й схватывает не образ предмета, дальше кот-го не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от кот-й бытие происходит».

Развитие логических норм теоретического мышления и организация знания в средневековых университетах. Западное и восточное средневековое знание.

Средневековье знало семь свободных искусств ? триумвпум: граммати¬ка, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искус¬ствами. В науке господствовал схоластический метод с его необ¬ходимым компонентом ? цитированием авторитетов.
В средневековье главенствуют вера и истины откровения. Разум теряет роль главного арбитра в вопросах ис¬тины, ликвидируется самостоятельность природы, Бог, благодаря свое¬му всемогуществу, может действовать и вопреки естественному порядку.
В окончательном виде кредо средневековья было сформу¬лировано пером Фомы Аквинского. Эта наука ? теология, к дру¬гим наукам она прибегает как к подчиненным ей служанкам»..В средневековье оформился решаю¬щий критерий истинности - Бог.
Особенностью сред¬невековой науки является тенденция к систематизации и классификации. Тогдашняя наука сосредоточивалась в двух почти не связанных друг с другом организациях. Одной из них были уни¬верситеты и некоторые школы, существовавшие уже не один век. Другой можно считать опытно-экспериментальное исследование природы, кото¬рое сосредоточилось в мастерских живописцев, скульпторов, архитекто¬ров. Практика создания предметов искусства толкала их на путь экспери¬ментирования.
Благодаря общему оживлению образования и посте¬пенному овладению греко-арабской наукой и философи¬ей выдвигается все больше таких учителей, у которых есть чему учиться, все больше молодых людей снима¬ются с места и отправляются в прославленные школы учиться у прославленных учителей. Города, которым принадлежат такие школы, заинтересованы в их росте, церковь покровительствует им. Школы больше не огра¬ничиваются местными, а часто даже и национальными рамками, в них идут отовсюду, и контингент их учени¬ков все увеличивается. Школы перерастают, себя, и на их основе возникает образовательное учреждение ново¬го типа ? университет.
Само слово университет не употреблялось в средние века для названия соответствующих учреждений. Что означает учебное за¬ведение с универсальной программой, для наиболее зна-менитых.
Выпускник университета отлчается от просто образованного в той же области че¬ловека: наличием у первого степени, диплома, означаю¬щих признание его знаний некоторой группой образован¬ных в этой же области людей. До этого образование не было связано такими рег¬ламентами, но при этом надо помнить, что его свобода была ограничена тем, что практически вся система об-разования оставалась частью церковной организации. Покровительство церкви сфере образования диктовалось более всего задачами религиозного просвещения.
Со временем все большая часть школьной програм¬мы выходит за рамки чисто религиозного образования.
Университет имеет право самостоя¬тельно вырабатывать свои уставы; члены его не подле¬жат обычному гражданскому суду, университет облада¬ет правом судить своих членов; они также освобожде¬ны от налогов и податей.
Для ведения учебного дела университет делился на факультеты: теологический, юридический, медицинский и факультет искусств. Во главе университета стоял выборный ректор. Каждый факультет имел выборного декана. Функции факультета заключались в организации лек¬ций, устройстве диспутов, испытаний и присуждении ученых степеней.
Магистр на лекциях часто не читал сам весь коммен¬тируемый текст, поручая чтение кому-либо из студен¬тов, а останавливался лишь на обсуждении избранных разделов.
Важное место в практике обучения занимали регу¬лярные учебные диспуты, посвященные разбору некоторого вопроса. Руководил таким диспутом магистр, кото¬рый и выбирал тезис, но защищать его аргументами обычно должен был младший учитель ? возражения при этом мог выдвигать любой слушатель, окончательное же заключение было за магистром.
Таким образом, сред¬невековый университет ? это институт, если не церков¬ный, то по крайней мере тесно связанный с церковью. Язык средневекового университета ? это язык церкви, латынь; учением церкви во многом определен характер средневекового преподавания; члены университета ? и преподаватели, и студенты ? клирики; университеты, как и церковь, интернациональны.
Западная и средневековая наука.
Именно арабы явились учителями и воспитателями латинского Запада. Первые переводы греческих философских и научных трудов на латинский язык были осуществлены не непосредственно с греческого, а с их арабских версий, то это произошло не только потому, что на Западе не было больше уже ? или еще ? людей, знающих древнегречес¬кий язык, но и еще потому, что не было никого, способного понять такие трудные книги, как «Физика» или «Метафизика» Аристотеля или «Альмагест» Птолемея, так что без помощи Фараби, Авиценны или Аверроэса латиняне никогда к такому пониманию и не пришли бы. Для того чтобы понять Аристотеля и Платона, недостаточно ? как ошибочно часто полагают классические филологи ? знать древнегречес¬кий, надо знать еще и философию. Латинская же языческая античность не знала философии».
Ученые Ближнего и Среднего Востока продолжали развивать наследие Эллады, стараясь объединить его с новым алгебраическим учением. При этом индийские математики больше уклонялись в арифметику, следуя по стопам Диофанта. Напротив, арабские ученые следовали по пути Архимеда. Они пытались разобраться в новом мире кубических уравнений: классифицировали их, выделяя те, которые решаются так же просто, как квадратные уравнения.
Тем временем на дальнем востоке Евразии другие математики и астрономы пытались постичь те же тайны природы на своем научном языке. В Элладе этот язык состоял, в основном, из чертежей - а в Китае из иероглифов. В сущности, иероглиф - это тоже чертеж особого рода, составленный из простых значков: каждый значок изображает одно простое понятие.
Вывод - ни один географический регион, ни один конкретный народ не может в полной мере считать себя «чудотворцем», породившим удивитель¬ное детище ? современную науку.

© melkaya155

Сделать бесплатный сайт с uCoz