Конец 19, начало 20вв - большое кол-во новых открытий. Беккерель - излучение урановой соли, Резерфорд - атомы имеют ядро, Бор - стационарные орбиты атомов, супруги Кюри - полллоний, радий, радиоактивность. Переход от классич к неклассич хар-ся "револючионным вхождением субъекта познания в "тело" знания в кач-ве его необходимого компонента. Наука ориентируется на изучение тех условий, попадая в которые, объекты ведут себя тем или иным образом.
Третья глобальная научная революция была связана со становлением нового, неклассического естествознания (с конца XIX до середины XX в.). Революционные преобразования во многих науках (релятивистская и квантовая теории в физике, квантовая химия, генетика и т.д.)
? ученые согласились с тем, что мышлению объект дан не в его первозданном состоянии, а так, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором.
? проблема истины становится связанной с деятельностью исследователя; актуализируется представление об активности субъекта познания.
? вопрос о «непрозрачности» бытия -> продолжает размываться принцип тождества и мышления.
? стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретический описаний одного и того же объекта; относительная истинность теорий и картины природы.
? С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Неклассическая трактовка истины, возникшая в общественных науках на рубеже XIX?XX вв., во-первых, сохраняя ориентацию на постижение сущности и свойств объекта, отказывается от подчеркнутого дистанцирования субъекта познания от объекта. Она признает присутствие субъекта познания в таком объекте, как общество, а следовательно, и невозможность устранить его влияние, в том числе искажающее, на познавательный процесс. (и перейти к формуле О / S??S.) Во-вторых, она требует разработки идеи познавательной активности субъекта, понимаемой как выбор им тех или иных методов и процедур познания, соответствующих параметрам познавательной ситуации. Крайним выражением такой установки стала позиция конвенциализма, согласно которой все истины науки ? результат соглашений ученых, основанных на субъективных критериях. В-третьих, неклассическая концепция истины отвергает ее монопольный характер, допуская существование различных точек зрения в науке как различных ракурсов интерпретации или вариантов описаний, эквивалентных друг другу. Она требует от ученого повышенной критичности мышления по отношению к получаемым им результатам, что часто психологически трудно совместимо с научной смелостью и убежденностью в своей правоте, столь необходимыми в научном творчестве.

© melkaya155

Сделать бесплатный сайт с uCoz